Популярные сообщения

воскресенье, 3 августа 2014 г.

Существование души

Вопрос о сущности душевной деятельности долгое время был камнем преткновения для науки. Непонимание людьми таких явлений, как сон и сновидения, память, воображение, эмоции, отвлеченное мышление, издавна было причиной религиозных суеверий. Самое близкое, самое непосредственное для человека — его собственное «я», его личность в ее отношении к внешнему миру — было совершенно необъяснимым и таинственным.

Сложные законы психической деятельности смогли открыть и исследовать лишь значительно позже, когда накопились огромные знания в области физиологии живого организма, а развитие науки и техники дало в руки ученых множество приборов, с помощью которых стало возможным измерить и исследовать процессы, протекающие в коре головного мозга и других отделах нервной системы. Нужно было также, чтобы теоретическая мысль освободилась от давящего авторитета религии и дерзнула подойти к изучению психики с чисто научных позиций.

Заметим, что основатели науки о психической деятельности — И. М. Сеченов и И. П. Павлов — приравнивали термины «душа», «душевная деятельность» к понятиям «психика», «психическая деятельность». Основные законы последней были ими обстоятельно исследованы и объяснены с точки зрения материалистической науки:

Основное, главное положение, открытое павловской психологией, заключается в том, что психическая деятельность есть результат работы головного мозга, отражающего внешний мир, и является средством приспособления живого организма к среде, средством его ориентации в окружающем мире с целью удовлетворения своих потребностей. Это и есть то, что обще человеку и животному.

Следовательно, если понимать под душой, душевной деятельностью целесообразное поведение живого организма, основанное на верном отражении им окружающей среды с помощью органов чувств, то с этой точки зрения наука не только не отрицает наличие души у человека, но и считает, что животные обладают душой так же, как и человек.

Если уж говорить об отличии человека от животных, то оно заключается не в том, что у человека есть душа, а у животных ее нет. Главное их отличие в том, что животное пассивно приспосабливается к природе, а человек способен к активной ее переделке, что человек изготовляет орудия труда и обладает сознанием, отвлеченным мышлением, а животное к этому неспособно. В процессе трудовой деятельности человек проникает в такие свойства вещей, которые недоступны животному. Он способен поэтому раскрыть не зависящие от него, объективные свойства вещей и законы их развития, в то время как отражение мира животным неразрывно связано с его биологическими потребностями, не выходит за рамки чувственного восприятия.

Спор с религиозным мировоззрением происходит не по вопросу, есть душа у животных или ее нет. Проблема заключается в том, чтобы правильно понимать те свойства человеческой души, которые наука объясняет с точки зрения естественных процессов психической деятельности, а богословы объявляют сверхъестественными, данными человеку от бога, недоступными для понимания с точки зрения «ограниченного», «слабого» разума смертных людей. Разум и чувства, волю, совесть и другие проявления жизни личности считали функциями души, как божественного начала, вложенного в грешное и смертное человеческое тело. Эту религиозную точку зрения отстаивали и развивали философы-идеалисты, считавшие душу независимой от тела субстанцией.

Этот взгляд на природу психической жизни возник очень давно, на заре человеческого общества. В те времена люди не понимали, чем вызваны их ощущения и мысли, желания и следующие за ними поступки, не умели объяснить такие явления, как сон и сновидение, гипноз, внушение и т. п. Явление смерти, поражавшее воображение древних, натолкнуло их на мысль, что в человеке имеется особое начало, дающее ему жизнь, волю, движения и мысли, которое в момент смерти покидает его. Этим и объяснялось, что мертвый неподвижен, холоден, не реагирует на внешние воздействия и т. д. Сновидения, во время которых спящий как бы присутствует в другом месте и, не покидая ложа, совершает многочисленные, подчас удивительные и сложные действия, казалось бы, подтверждали эту догадку.

Так сформировалось представление о душе, которая, соединяясь с телом, дает ему жизнь и, покидая его, приводит к смерти. Конечно, при этом душа должна быть невидимой и бессмертной: ведь люди никогда ее не видели и не знали, куда она девается после смерти.

На этой почве сложилась и религиозная вера в то, что человеческие чувства, воля, желания, совесть, понятия добра и зла, короче говоря, все то, что составляет определенную и неповторимую личность, существует изначально, закладывается богом еще до рождения. Это так называемая теория «врожденных» чувств и психических качеств, на которую, собственно, и опирается богословие в защите своей точки зрения на происхождение и сущность души и душевной деятельности.

Правы ли защитники этой теории? Действительно ли человек рождается на свет с готовой душой, волей, представлениями и желаниями?

Конечно, нет. Практика жизни, многочисленные наблюдения за развитием ребенка, формированием его психики и поведения показывают, что никакой психической жизни, никакого сознания, никакой воли и чувств у ребенка при рождении нет. Он появляется на свет с чисто биологическими потребностями в пище, сне и т. п. Когда эти потребности удовлетворяются, ребенок спокоен, когда нет — плачет, кричит, проявляет нетерпение и т. д., т. е. проделывает все то, что проделывает в подобном положении любой детеныш и у животных.

В этих условиях ребенок еще не существует как личность, осознающая себя и противопоставляющая себя окружающему миру. Вспомните, когда вы впервые осознали себя? Ваша память, как правило, не сообщит вам никаких впечатлений, полученных ранее одного-двух лет, да и то это будут не связные эпизоды, а отдельные яркие впечатления, связанные с какими-то предметами или явлениями, окружавшими вас в раннем детстве, — игрушкой, кроваткой, кошкой и т. п. А между тем в течение этих первых двух лет жизни вы действовали, проявляли себя, смеялись или плакали, ласкались к родителям… А душа ваша, ваша личность еще не сформировалась, не сложилась. Она еще — в «младенческом» состоянии.

Лишь по мере накопления опыта, по мере знакомства с предметами внешнего мира происходит упорядочение того огромного количества впечатлений, которые воспринимают органы чувств ребенка. Зрительные впечатления сопоставляются с осязательными, мышечные усилия — с пространственным положением организма, ребенок начинает разбираться в окружающем мире, тянется к одному, отталкивает другое, соразмеряет свои усилия с расстояниями до предметов, начинает правильно определять положение своего тела и т. п. Все это приводит к тому, что в тот момент, когда он научается говорить, имеется необходимый запас опыта, позволяющий ему отделить себя от окружающей среды, осознать свое «я».

Решающий шаг в становлении личности совершается при овладении речью. Слово, как говорил И. П. Павлов, представляет вторую, специфически человеческую сигнальную систему. Слово и является тем средством, тем рычагом, который формирует человеческую душу, средством передачи ребенку всего исторического опыта человечества. Оно позволяет рассматривать предметы отвлеченно, в их наиболее общих, существенных качествах и свойствах. Последнее особенно важно, ибо позволяет сопоставлять реальные предметы и их обобщенные словесные образы, давать оценку действительности и свое отношение к ней. Вторая сигнальная система, формируя духовные потребности ребенка, развивает память и воображение, позволяет представить действие с предметом в его отсутствие, мысленно. Она, таким образом, позволяет организовать целенаправленные действия, является необходимым условием его осознанности, формирует волю и характер.

Итак, не бог, а человеческое общество посредством второй сигнальной системы, речи, формирует личность. Именно в условиях коллективной жизни, под влиянием социальных факторов, происходит дальнейшее развитие сознания и самосознания человека, совершенствование его чувств, желаний, воли и характера. Общество определяет развитие моральных качеств личности, ее становление как полноценного члена человеческого коллектива. Общество же в ряде случаев и уродует, калечит личность, воспитывает в ней отрицательные качества. Так бывает в условиях, когда на человека влияют отрицательные стороны действительности — например, те или иные черты капиталистических эксплуататорских отношений.

Религия, заявляющая, что душу человек получает от господа бога, на деле очень неплохо умеет влиять на формирование личности, калечить ее. Этот опыт она накопила на протяжении тысячелетней истории. Проанализируйте всю систему религиозного воздействия на человека, систему религиозного воспитания, организацию жизни монастырей и орденов, и вы увидите, как церковь, не надеясь на врожденное религиозное чувство, воспитывает земными средствами и методами фанатизм, слепую веру, калечит душу и тело верующего человека.

Так практика религии опровергает ее теорию.

Рекомендуемая литература

Бирюков Д. А. Миф о душе. М., 1958.

Мансуров Н. С. Наука и религия о психической деятельности. М., 1969.
ист. http://antibibliya.narod.ru/100_otvetov.html#_Toc1706..

Комментариев нет:

Отправить комментарий