Популярные сообщения

пятница, 7 ноября 2014 г.

В поисках пропавшей английской колонии. Разоблачение исторического мифа.



У побережья Северной Америки есть небольшой остров под названием Роанок. Это — популярнейший туристический объект штата Северная Каролина, внесенный в списки самых загадочных мест на планете. В 80-е годы XVI в. здесь была основана первая английская колония к западу от Атлантического океана. Однако, в большинстве своем, публика любит Роанок не за это, а за то, что через некоторое время колония исчезла и о судьбе ее обитателей ничего толком неизвестно.

Сейчас, более четырехсот лет спустя после событий, имеет хождение множество версий того, как это произошло. Некоторые из них— весьма художественны. Например, такая: «Солдаты тихо ступали по земле, держа аркебузы наизготовку. Час назад они увидели сигнал — взвившийся дым костра, знак того, что их зовут на помощь. Пока отряд прибыл на место, уже стемнело. Под ногами хлюпала вода, и эти звуки громом отзывались в мертвой тишине. Осторожно заходя в дома (двери были открыты), военные видели, что на столах горели свечи, а на очаге догорала приготовленная еда — жители поселка Роанок явно собирались сесть поужинать. 116 человек— мужчин, женщин, маленьких детей— исчезли, испарились, как будто их никогда не было. Вместе с ними пропали и домашние животные — солдаты не нашли ни одной собаки или курицы. Дойдя до самого края зловещей деревни, командир подал команду остановиться — на дереве возле дома священника, освещенное пламенем факела, белело вырезанное на коре слово — непонятное и от этого страшное — «кроатон».

Рассказ имеет дополнение, выполненное уже в несколько более сухом и деловитом стиле: «Командир английского отряда рассказал губернатору Джону Уайту об исчезновении поселка, но тот ему не поверил и приказал устроить дополнительные поиски. Всего в 1590 году на североамериканский остров Роанок было направлено четыре поисковые экспедиции. Последнюю возглавлял уполномоченный королевы Елизаветы I Уолтер Рейлиф. Не было найдено даже капли крови, пряди волос или лоскута разорванной одежды, что указывало бы на атаку врагов. Окрестные леса тщательно исследовали в поисках свежих могил, но ни одного трупа тоже не нашли. Племя местных индейцев-кроатонов дружило с колонистами, но на всякий случай обыскали их деревню на соседнем острове. Это не дало результатов. В итоге Уайт послал королеве депешу: «Они не могли исчезнуть просто так, что не осталось даже следа. Их забрал дьявол». Позднее Рейлиф уже по собственной инициативе искал поселенцев, перекопал всю землю на месте деревни, но через 14 лет окончательно забросил поиски. Бесследное исчезновение всех колонистов Роанока считается одной из главных тайн в истории человечества. Те версии, что уже приводились, легко рассыпаются в прах, пираты никогда не доплывали до северных морей, хлипкими шхунами колонисты не владели — в 1587 году они приплыли на остров на трех кораблях (и в день пропажи людей все корабли были в порту). Нападение индейцев тоже не могло застать их врасплох — поселенцы Роанока были тяжело вооружены и хорошо охраняли поселок. У нас нет внятного объяснения этому случаю».

Первый отрывок является свидетельством очевидца — губернатора Джона Уайта, упомянутого во втором отрывке. Надо сказать, создатели современных мифов как-то плохо отдают себе отчет, что колония на острове Роанок, названная в честь королевы-девственницы Виргинией, была первой английской колонией в Новом Свете. Никаких других английских поселений там не было. Из сочиненного мифотворцами рассказа как-то трудно понять — губернатором чего именно был Джон Уайт, раздающий приказы солдатам и отсылающий депеши королеве. Между тем, Джон Уайт был губернатором именно исчезнувшей колонии, оставившим ее, как он думал, на год, а вышло что на три. Все подчиненные ему люди, которым он мог отдавать какие-либо приказы, пропали в неизвестном направлении. «Командир английского отряда», высадившийся на Роаноке, подчинялся капитану судна. Джон Уайт был на корабле простым пассажиром и ничего никому не мог приказывать, только просить.

Теперь поговорим о другом персонаже легенды, «уполномоченном королевы Елизаветы I Уолтере Рейлифе», чуть ли не собственноручно перекапывавшем остров Роанок на протяжении следующих 14 лет в поисках следов колонистов. Вот интересно, откуда взялась эта цифра? Что до самого «уполномоченного королевы», то, очевидно, его прототипом служил никто иной, как сэр Уолтер Рэли, прославленный флотоводец, путешественник и поэт елизаветинской эпохи. 

Уолтер Рэли и правда имеет отношение к колонии Виргиния на острове Роанок. Его принято считать ее основателем. На мой взгляд, не вполне справедливо (при всем уважение и даже благоговении к сэру Уолтеру). Рэли никогда не был на острове Роанок, и он даже не был первым инициатором английской колонизации в Новом Свете. Он лишь подхватил инициативу своего брата сэра Хэмфри Гилберта. Роль Уолтера Рэли в этом деле в основном сводилась к обеспечению благосклонного внимания королевы и организации финансирования. Тоже, конечно, немало, но все же, мне кажется, основателем колонии более справедливо считать того, кто там бывал, сам строил форт и жилища, руководил поселенцами. Но давайте расскажем всю историю по порядку.

Старший единоутробный брат Уолтера Рэли — Хэмфри Гилберт— много лет размышлял о возможности для Англии совершить прыжок в Новый Свет и там закрепиться. В 1578 г. он возглавил экспедицию, целью которой было основать в Новом Свете английское поселение. С братом отправился и Уолтер. В этом предприятии братьев постигла неудача. Сильный шторм не позволил даже приблизиться к американскому побережью, и корабли вынуждены были вернуться в Англию.

Спустя несколько лет молодой Уолтер обратил на себя благосклонное внимание королевы — и с тех пор оказывал мощную поддержку проектам брата. 11 июня 1583 г. в море вышла ведомая Гилбертом эскадра. На этот раз сэр Уолтер остался в Лондоне. В начале августа корабли прибыли к Ньюфаундленду, объявив его английским владением. Однако сил для полноценного освоения острова оказалось недостаточно, и Гилберт принял решение вернуться в Англию, чтобы на следующий год возобновить попытку, но на обратном пути в шторме Хэмфри Гилберт погиб. Но сэр Уолтер был полон решимости довести проект брата до конца. Теперь он предполагал искать место для поселения несколько южнее, где природа менее сурова. 2 июля 1584 г. англичане высадились на американском берегу и спустя несколько дней познакомились с туземцами. Для поселения выбрали небольшой остров, расположенный во вдающемся в берег заливе. Индейцы называли остров Роанок, европейцы дали своему поселению имя Виргиния, но в наши дни колонию чаще называют по имени острова. Остров не был необитаем. На нем располагалось весьма солидное поселение индейцев, которые поначалу не имели ничего против соседей. 

Начиналось все идиллически, Корабли возвратились в Англию с известием, что наилучшее место для поселения ими найдено. 9 апреля 1585 г. из Плимута вышло семь кораблей и направились в Роанок. Рэли вложил в эту новую экспедицию 40 тыс. фунтов стерлингов собственных средств, королева тоже участвовала в деле. Эскадру возглавлял Ричард Гренвилл, двоюродный брат Рэли и Гилберта. В июле корабли достигли острова Роанок и основали, наконец, первое английское поселение в Америке. В нем насчитывалось 160 жителей. Эскадра простояла близ только что основанной колонии до конца августа, затем Гренвилл пожелал колонистам удачи и ушел в Англию, пообещав вернуться через год.
Когда летом 1586 г. Гренвилл вновь бросил якорь у острова Роанок, он с удивлением обнаружил, что колония брошена и ни одного английского поселенца на острове не осталось. Времени на детальное расследование случившегося у капитана не было. Предполагалось, что он только закинет в Виргинию дополнительный запас продовольствия. Однако явных следов насилия в поселке не нашли. Посидев и поразмыслив, Гренвилл пришел к выводу, что колонисты отправились в экспедицию в глубь материка и скоро вернутся. Он решил оставить в форте провизию под охраной пятнадцати человек, а сам отплыл в Англию.

Загадка первой пропажи поселенцев разъяснилась довольно быстро. Дело в том, что идиллия в отношениях с индейцами продержалась недолго. Удивляться этому особенно не приходится. Как портятся вначале вроде бы безоблачные отношения с туземцами — хорошо видно хотя бы на примере печальной истории капитана Кука. Очевидно, первый губернатор колонии Виргиния Ральф Лейн почувствовал опасный перелом, когда туземцы пока не угрожают, но уже не проявляют прежнего дружелюбия. Собственно, удивление в этой ситуации должна вызывать не враждебность аборигенов, а непонимание европейцев, что если вас радушно приняли в качестве гостей, это еще не значит, что вас готовы принять в качестве хозяев или даже постоянных жильцов. 

Вредить колонистам индейцы не собирались, они больше не желали им помогать. Они до такой степени не хотели иметь с ними дела, что готовы были бросить свою землю и свои жилища и уйти на материк, лишь бы их оставили в покое. В окрестностях обитали как враждебные, так и дружественные племена, а внутри одного племени можно было выделить проанглийские и антианглийские партии.

Как бы то ни было, губернатор Лейн пришел к выводу, что положение поселенцев крайне ненадежно и колонию необходимо эвакуировать. Он был встревожен до такой степени, что не стал дожидаться Гренвилла, а воспользовался тем, что на остров Роанок завернула возвращающаяся из каперского рейда эскадра Френсиса Дрейка. Именно Дрейк доставил незадачливых колонистов назад в Англию, о чем Гренвилл узнал лишь несколько месяцев спустя. Скорее всего, его матросы успели наболтать с три короба о таинственном исчезновении и заложить первый камень в основание легенды о проклятом острове Роанок. Моряцкие байки живут долго, особенно если история повторяется. В нашем случае она повторилась трижды.
Гренвилл вновь вернулся на Роанок летом 1587 г. и привез 117 новых колонистов и нового губернатора, того самого Джона Уайта. И вновь застал форт пустым, на этот раз со следами разрушения. 

В данном случае, опять-таки, ничего труднообъяснимого не произошло. Пятнадцать человек, оставленных на острове, подверглись нападению индейцев и не смогли удержать форт. После опроса туземного населения удалось выяснить, что на почти пустую крепость напали индейцы, которые не являлись соплеменниками рассказчиков. По крайней мере, те так уверяли. Неподалеку от форта была устроена засада, а два воина приблизились к частоколу якобы для того, чтобы вести переговоры. Навстречу вышли двое англичан.

Один был убит на месте. Второй успел призвать на помощь товарищей, и все вместе начали пробиваться к берегу. У них получилось погрузиться в шлюпки и отплыть. Сначала они высадились на крохотном островке между Роаноком и Порт-Фердинандо (Хатораском), но затем, видимо, немного придя в себя, пустились в дальнейшее плавание в неизвестном направлении. Они могли погибнуть в прибрежных волнах, могли быть убиты индейцами где-нибудь в другом месте, могли быть приняты каким-нибудь племенем и остаться с ним до конца своих дней, могли, наконец, встретить европейское судно и даже добраться на нем до цивилизованных мест, но не спешить вернуться на королевскую службу. Словом, вариантов довольно много, и удивляться отсутствию сведений о беглецах особо не приходится.

Эта история наглядно подтвердила, что тревога Ральфа Лейна была не напрасна. Кроме того, новые колонисты рассчитывали найти на острове Роанок запасы продовольствия, оставленные Гренвиллом под охраной пятнадцати человек, а нашли разоренный форт. Но они были полны решимости и смотрели в будущее не без оптимизма, собирались учесть ошибки предшественников и как следует взяться за земледелие, заимствуя кое-какие навыки у индейцев. Все же, учитывая чрезвычайное происшествие, было
решено отправить губернатора назад в Англию, чтобы он походил по инстанциям и привез на Роанок дополнительные запасы продовольствия и еще поселенцев. Чем больше колония, тем больше шансов отбить нападение индейцев, если оно вновь случится.

Таким образом, когда Джон Уайт покидал Америку, и он, и оставляемые им поселенцы вполне допускали возможность нападения, а также не исключали, что еще до возвращения губернатора колонию придется перенести в другое место и, как мы видели, договорились о способах оставить послание на этот случай.
Эскадра Гренвилла вновь вернулась в Англию, и я не думаю, что его матросы упустили случай разнести по портовым кабакам жуткую историю о том, как они дважды находили проклятый остров Роанок пустым, после того, как всего за год перед тем оставляли там людей, снабженных припасами и отлично вооруженных. Наверное, это здорово вредило миссии Уайта. К тому же время выдалось горячее, великим мира сего, в том числе и куратору колонии Уолтеру Рэли, было не до проблем поселенцев. Испанский король готовил против Англии армаду, столь неудачно названную Непобедимой. Губернатор возвращался один, без подкрепления. Он достиг оставленной им летом 1587 г. колонии 15 августа 1590 г. Что он там увидел, мы уже знаем.

Ну а теперь поговорим о «непонятном и от этого страшном» слове «кроатон». Ныне оно прочно вошло в массовую культуру стиля хоррор. На самом деле ничего непонятного и тем более страшного в слове «кроатон» нет. Это всего-навсего название обитавшего в окрестностях колонии Виргиния племени индейцев, вроде бы дружественного колонистам, а также название еще одного острова, расположенного недалеко от Роанока. Из того, что мы знаем, логичнее всего предположить, что поселенцы решили перебраться на остров Кроатон и, как было договорено, оставили свой новый «адрес» вырезанным на стволе дерева. Уайт именно так это послание и понял, но поиски на Кроатоне ни к чему не привели. Куда же делись колонисты? Версий можно назвать множество. Наконец, возможно, что никто на колонистов не нападал, они сами приняли решение уйти в глубь континента и раствориться среди местного населения, так, чтобы бывшие соотечественники их не нашли. Ничего особенно удивительного в таком решении нет Елизаветинская Англия — отнюдь не рай земной.

Искать первопоселенцев, конечно, искали, но не слишком долго. У привезших в Роанок Джона Уайта капитанов дел было по горло. Уолтер Рэли, возможно, и послал бы спасательную экспедицию, после того как покончил с самыми неотложными делами по организации каперских рейдов, но вот незадача! В следующем 1591 г. он потерял благоволение королевы и угодил в Тауэр. Много лет спустя кое-кто из индейцев Северной Каролины вроде бы рассказывал, что помнит, как в их вигвамах жили европейцы. После того, как остров Роанок опустел в третий раз, никто не стал вновь устраивать поселение на этом несчастливом месте. Первая выжившая английская колония в Америке, также носящая название Виргиния, была основана несколько севернее в начале царствования Якова I.

Вот интересно, что в современных художественно-мистических вариациях на эту тему никто не обыгрывает троекратного исчезновения колонии. А ведь какая выигрышная деталь! Но мы опять проявим занудство и отметим, что ничего необъяснимого с точки зрения скучной материалистической науки тут нет. Это молния, говорят, не бьет дважды в одно и то же место, а если вы станете, раз за разом, возводить дом на одном и том же болоте, не заботясь о фундаменте, он будет проваливаться и три и десять раз, пока вам не надоест это глупое занятие. Первый губернатор Виргинии эвакуировал колонию, потому что находил ситуацию опасной, хотя должен был понимать, что за проваленный проект его по головке не погладят. Следующие белые обитатели острова Роанок подверглись нападению и были вынуждены бежать. Поселенцы третьей волны отчетливо осознавали сложность положения и послали своего губернатора за помощью, помощи не дождались и снялись с места в поисках большей безопасности. Очевидно, что все это следствие одного и того же обстоятельства. Судьба, постигшая колонию, скорее закономерна, чем таинственна. Кстати сказать, одно время и Виргиния Вторая была очень близка к такому концу. Англичане нелегко приживались на американском континенте в туземном окружении. В действительно успешный проект североамериканская колонизация превратилась лишь к концу XVII в.

Выдержка из статьи Натальи Беспаловой "Сеанс черной магии с последующим разоблачением или Правдивая история первого английского поселения в Америке".
"Наука и техника" №7 за 2014 год.
http://blog.a-theism.com/2014/11/blog-post.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий