Если говорить о психосоматическом подходе как таковом, то медицина всегда была психосоматической. То есть рассматривалась всегда не только болезнь, но и весь контекст жизни пациента. Так было до конца XVIII века. Потом началось развитие естественных наук, и специалисты разделились на два лагеря. Первый – соматики, которые стоят на позиции того, что тело – первично, что у любого заболевания есть физиологическая причина, и даже душевные страдания вызваны соматическими причинами. Вторые – психики, которые отстаивают противоположную точку зрения, и говорят, что первопричина всего – психика.
Отечественные психология и медицина, благодаря учению Павлова, пошли по первому пути. В том числе и в связи с этим в России и на постсоветском пространстве долгое время не приживалось (и не везде прижилось до сих пор) такое течение, как психоанализ. В то время как на Западе с его более лояльным лавированием между физиологией и психологией в отношении медицины, психоанализ, а также психосоматический подход к заболеваниям жил и здравствует до сих пор. Впрочем, все современные отечественные врачи, безусловно, знают о том, что есть случаи, которые часто вызваны именно психологическими причинами. Симптомы, на которые жалуется пациент, могут быть самыми разными, главное у них одно – сколько бы такой человек ни бегал по больницам, сколько бы ни проводил обследований, главным признаком остается одно – никто из врачей не может определить его диагноз, все анализы, все приборы диагностируют полнейшее здоровье. Вот в этих случаях медики, как правило, и советуют обратиться пациенту к хорошему психотерапевту. Впрочем, редко кто этому совету следует, и продолжается хождение по больницам...
Мы не будем рассматривать эти случаи, так как в каждом конкретном из них все слишком индивидуально. Оставив в стороне отечественные физиологические традиции, мы поговорим о распространенных заболеваниях с точки зрения более западного – психосоматического подхода.
Сразу оговоримся – безусловно, нельзя забывать, что все ниже перечисленные заболевания имеют не только психологический, но и соматический «спусковой» фактор, генетическую предрасположенность и т.д. (в том числе по этой причине заболевания названы не психологическими, а психосоматическими). Однако риск заболеть именно тем, а не другим недугом возрастает в разы в случае присоединения к другим факторам – изначальной психологической составляющей.
Портрет психосоматика
Кто находится в группе риска подверженных психосоматическим заболеваниям? Считается, что в первую очередь это люди со слабой или неуравновешенной нервной системой (меланхолики и холерики). В 1990-х годах было предпринято исследование, в котором участвовало несколько тысяч психосоматиков. Это позвволило определить 5 характерных черт портрета психосоматического больного:
1. Трудности в описании чувств: чувства есть, слов – нет.
2. Нет полутонов, оттенков, нюансов чувств. Не может, например, отличить злость от гнева.
3. Трудности эмоциональной коммуникации. Нет эпитетов, переживаний, есть факты, события.
4. Тревожность.
5. Бедность фантазии. У таких людей, как правило, есть планы – фантазий у них нет.
Эти люди редко плачут, почти не запоминают снов, им сложно проявить эмпатию, они примитивно понимают смысл метафор. Их размышления и высказывания направлены на конкретную сторону ситуации (например, они могут пересказать режим дня, и не сказать ни слова об эмоциях, у них не возникает никаких образов). Речь может быть монотонной, тихой, вялые интонации, «многоточия», не всегда понятно – задают ли они вопрос или утверждают что-то. При этом они часто хорошо адаптированы в социальном плане. Все переживают внутри. Могут отличаться выраженным честолюбием, повышенной ответственностью, чувством долга, прямолинейны, бескомпромиссны, педантичны, крайне сложно приспосабливаются к новым обстоятельствам. Могут годами симулировать состояние удовлетворенности (в том числе и для самих себя), поэтому у окружающих возникает ощущение, что у них нет проблем. Боль (от какой-либо болезни) – единственный телесный маркер их неблагополучия.
Рассмотрим сами психосоматические заболевания.
Психовегетативный синдром
Он характеризуется тем, что какого-либо «оформившегося» заболевания пока нет, но есть некие первичные проявления, которые бывают двух видов:
- Приступообразные вегетативные расстройства (колебания давления, нарушение сердечного ритма, ощущение нехватки воздуха, одышка, дисфункция желудочно-кишечного тракта, нарушение терморегуляции (часто жарко или часто холодно), расстройства мочеиспускания и т.д.).
- Эндокринные нарушения (колебания уровня сахара в крови, дисменорея (нарушение менструального цикла), тиреотоксические нарушения (проблемы с щитовидной железой).
Психовегетатики характеризуются тем, что еще не до конца вытеснили свои психологические конфликты. У этих людей есть проблемы с темами зависимости/независимости, разочарования в отношениях со значимыми людьми в детстве (родителями), страх быть покинутым, отсутствие базового доверия.
Наиболее значима для этих людей – профессиональная деятельность. Это люди-сигналы (что-то не заладилось в коллективе – у таких людей скачет давление). Такие люди очень нуждаются в помощи и поддержке со стороны значимых лиц. Если они не получают таковой – вегетатика их ухудшается, если получают – трудности они переносят легче.
Бронхиальная астма
Это нарушение выдоха. Возникает заболевание, как правило, между 5 и 10 годами жизни. Практически стопроцентно этому предшествуют всевозможные аллергии. По поводу психологических причин бронхиальной астмы есть несколько точек зрения, рассмотрим две.
Первая гласит, что приступ астмы – это эквивалент подавленного плача. То есть когда ребенок не получает у родителей поддержки в чем-либо – он начинает испытывать враждебность, выразить которую боится (на проявление агрессии в таких семьях обычно существует запрет), поэтому он заменяет плач хныканьем и хрипением. Стоит ли говорить, что все это, разумеется, происходит неосознанно (вообще, любой психосоматический симптом вызван исключительно неосознанными конфликтами, в противном случае симптома бы просто не было). Позже развиваются приступы.
Вторая точка зрения описывает бессознательный конфликт астматика между желанием владеть (чем-то, кем-то) и отдавать. Выдох, как символ «отдавания» нарушается.
Как правило, астматики – дети нежеланные, незапланированные. Они решают конфликт: жить или не жить. У всех нарушены отношения с матерью. Им свойственна боязливость, истероидные черты, они не терпят отсрочки удовлетворения своих желаний, переоценивают себя, впечатлительны, им свойственна бурная эмоциональность.
©Shutterstock
Инфаркт миокарда и ишемическая болезнь сердца
Эту болезнь можно назвать психогенной только если инфаркт случается с молодым человеком, а не со стариком. Обнаружено, что инфаркт не случается внезапно – есть предшествующие ему периоды:
1. За 3 года до инфаркта происходит пик стрессовых ситуаций. Наиболее уязвимые зоны – профессиональные неудачи, утрата близкого, разочарования в отношениях с партнером.
2. За год до инфаркта происходит пик соматических симптомов. Человек постоянно жалуется, что в его теле что-то болит, что ему плохо, он устал, ослаблен и т.д. Однако все эти жалобы не подтверждаются анализами и медицинскими исследованиями, поэтому жалобы просто относят к ипохондрии, а то и вовсе считают, что человек симулирует.
3. За 2-3 месяца до инфаркта происходит третий пик психоневрологической симптоматики. Возникает нарушение сна, онемение конечностей, различные боли.
4. За 2 недели – месяц – второй пик – стрессовый. Причем, ни самим человеком, ни его близкими эти мелкие неприятности не рассматриваются как серьезный стресс, однако именно они становятся той самой последней каплей.
Чтобы предотвратить инфаркт – лечение необходимо было начать после первого этапа.
Известны психологические портреты тех, кто склонен и не склонен к инфаркту.
Не склонны: добродушные, философски настроенные, нечестолюбивые, умеющие прощать люди. Очень часто у них есть какое-то хобби, которое для них более значимо, чем работа.
Склонны: Трудоголики, честолюбивые, враждебные по отношению к окружающим люди. От них постоянно веет ощущением цейтнота, лицо их напряжено.
Для пациентов, страдающих ишемической болезнью сердца, тоже можно проследить стадии скрытого развития болезни:
1. Гиперактивность. Существует ненасыщаемая потребность в одобрении и успехе, жажда признания. Психофизиологически они достигают оптимальной работоспособности, на что реагирует сердечно-сосудистая система и поднимается систолическое (верхнее) давление. В межличностных отношениях – доминантны, свое окружение рассматривают как несколько неполноценное и мешающее нормально работать.
2. Сверхкомпенсация. Постоянное давление работы приводит к тому, что у человека развивается хроническое состояние перенапряжения. Но такие люди, как правило, на это внимание не обращают, и начинают даже работать сверхурочно. Происходит нарушение ночного сна, просыпаются слишком рано. Появляется опасность превышения адаптационных резервов.
3. Крушение. Воспринимает серию неудач на работе, как свидетельство своей несостоятельности. Происходит слом жизненной линии, и агрессивность, которая раньше была направлена на окружающих, оборачивается против себя. На этой стадии как раз и может возникнуть острое клиническое состояние.
Считается, что основной конфликт таких людей – не проработанная острая ситуация потери. Родитель любил такого ребенка, только если тот чего-то достигал, причем, этих достижений всегда было мало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий