Почему мы ошибаемся: Ловушки мышления в действии — книга Пулитцеровского лауреата Джозефа Халлинана «Почему мы ошибаемся», рассказывающая о ловушках мышления, из-за которых мы постоянно совершаем глупые, иногда фатальные ошибки.
Журналист и обладатель Пулитцеровской премии Джозеф Халлинан нашёл себе занятное хобби — он коллекционирует ошибки, которые встречает в книгах, газетах и обыденной жизни: ампутации не тех конечностей, авиакатастрофы, во время которых засыпают оба пилота, водителей школьных автобусов, которые не замечают низкого свода моста, слезливые признания в том, что переезд в солнечную Калифорнию и четыре единицы товара, купленные по одной цене, не делают жизнь более счастливой. В итоге Халлинан решил собрать свои наиболее яркие находки в одну книгу. Подразумевается, что, заканчивая последние главы, читатель сможет лучше справляться с расставленными повсюду ловушками заблуждений и неправильных решений.
Отчасти это так, но на пути к своей морали книга Халлинана иногда воспринимается нон-фикшеном на стероидах, американскими горками с рельсами из поп-психологии и законов эффективности, от стремительности перечисления которых часто сложно удержать головокружение. Чтобы представить интенсивность и пестроту собранного материала, можно перечислить только малую часть из всех историй, упакованных в это небольшое по размерам издание.
Книга начинается с того, что людей необъяснимо привлекают семёрки и синий цвет — теперь у логотипов социальных сетей и газированных напитков уже не получится так легко нами манипулировать. При поиске самой короткой очереди в магазине или банке всегда смотрите налево — чаще всего люди машинально направляются в сторону своей ведущей руки, и для большинства из них — это правая рука. Человек, высматривающий что-либо, на определённом этапе достигает «порога отказа», или количества времени, в течение которого он будет продолжать искать нужный зрительный образ, прежде чем бросит это безнадёжное дело. Чем реже он сталкивается с чем-то экстраординарным, тем меньше шансов на обнаружение аномалии, поэтому уровень незамеченной контрабанды и раковых опухолей, распознаваемых в предоперационный период, остаётся непростительно высоким. Глаз обладает высоким разрешением только при угле зрения в два градуса; это расстояние приблизительно равно ширине большого пальца вытянутой руки, поэтому автор не советует набирать электронные письма за рулём шестнадцатиколёсного грузовика. Необычное место для тайника запоминается сложнее, чем предсказуемое, — только если оно не связано с хранимыми предметами по смыслу. В период овуляции стриптизёрши зарабатывают больше, чем во время употребления противозачаточных таблеток, и мы пока не знаем, как это объяснить (самые надёжные догадки связаны с изменением запаха). Люди оценивают качество вина из дорогих бутылок выше, чем из дешёвых. В ходе одного эксперимента участники дружно называли чёрные и красные капсулы сильнодействующими средствами, а о белых говорили, что почти не замечают их эффекта. Это же правило распространяется на цвета формы спортивных команд — чёрная форма выглядит агрессивнее, безотносительно ко всем другим факторам судьи начинают назначать игрокам больше пенальти и штрафных минут. Хаос правит, на нас влияет буквально всё, спрятаться невозможно.
В последнем абзаце перечислены только избранные примеры из первых четырёх глав книги, всего их тринадцать (наверняка для выбора этого числа у Халлинана тоже есть какое-нибудь хитрое объяснение). Большинство примеров и наблюдений относятся к областям нейроэкономики и когнитивистики, вотчине двух прославленных психологов Даниэля Канемана и Амоса Тверски, пересказ чьих работ вы встретите практически в любой популярной книге по психологии. На самом деле, результаты Канемана и Тверски проговаривались такое бесчисленное количество раз, что при встрече раздражают с той же силой, что и надоедливые старые знакомые, которые намертво прилипают на улице и начинают детально инспектировать все новые подробности вашей жизни, произошедшие вне их присутствия.
У Халлинана даже находится место и время для того, чтобы поговорить о применении чек-листов в авиации и медицине, вреде многозадачности и необходимости многолетней практики в целях оттачивания профессионального мастерства. Такое ощущение, что он пытается собрать левиафана, который способен вместить в себе абсолютно все самые распространённые казусы и предостережения популярной психологии начиная с 50-х годов. Виньеткой в самом конце долгого перечисления становится обширный абзац о пользе хорошего сна.
С одной стороны, подобная эклектичность может оказаться недостатком — многие из этих историй вы наверняка слышали. С другой стороны, далеко не все люди инвестируют большую часть своего свободного времени на чтение научных блогов, и даже если вы являетесь одним из них — за счёт маниакального желания к всеохватности книга Халлинана наверняка сумеет предложить вам что-то новое.
Если следовать логике автора, главное назначение «Почему мы ошибаемся?» — приучить читателя к нужному уровню скептицизма, чтобы в будущем он сумел противостоять лихорадке распродаж в супермаркете, разглядел бы мусоросборник за рулём школьного автобуса, изучил биографию кандидата на муниципальных выборах перед тем, как поставить галочку под его улыбающейся фотографией. После весёлой и несколько утомительной прогулки по основным вехам поп-психологии в заключении Халлинан отечески наказывает: не доверяйте броской информации, сверяйтесь с источниками и статистическими данными, уделяйте больше внимания мелочам, контролируйте свои инстинктивные и легкомысленные позывы, признавайтесь в своих ошибках и учитесь на прежнем опыте. Надо сказать, что даже если для подтверждения своих выводов ему приходится обрушить на читателя лавину разрозненных научных и ненаучных данных, это не уменьшает легитимность всего высказывания. И, пожалуйста, не забывайте высыпаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий