Популярные сообщения

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Эзотерика и секты

gnosis

Увлечение эзотерикой безобидно и похоже на хобби типа коллекционирования нэцке, увлечения индийской кухней, танцем? Или нет?

Мне кажется – нет.

Дело в том, что увлечение эзотерикой (медитациями, ритуалами, мистическими текстами, расширением сознания, чтением мантр и пр.) – это не просто времяпрепровождение или хобби, а поиск. Напряженный поиск того, чего нет.

Действительно, человек, увлеченный эзотерикой, ищет некоего просветления, какого-то устойчивого состояния ума, неизменного эмоционального состояния, каких-то способностей.

Но пока никто не доказал, что все это существует.

И вот в процессе такого бесплодного поиска человек привыкает ориентироваться на неизмеримые, необъективные «показатели», слушать тишину, чувствовать холод пламени, видеть сияние темноты и, главное, полноту пустоты. Поэтому такой человек с большей легкостью воспримет двусмысленную фразу как четкое обещание, обтекаемую формулировку, как однозначный ответ, бессмысленный текст, как великое откровение, пустое понятие, симулякр, как полезный термин.

Но ведь такие фразы, формулировки, тексты и понятия – являются весьма эффективными инструментами различных сект.

Вдобавок, эзотерические труды приучают к субъективизму, прямо внедряют мысль о том, что реальность иллюзорна, а возможности сознания, сознательного поиска ответа ограничены. К тому же эзотерические практики часто направлены на остановку мыслей, прекращение размышлений, на поиск ответа по ту сторону – и не важно, в подсознании или в астрале: где не помести мистическую (гипостазированную) сущность, она не перестает быть мистической, иллюзорной.

По сути, эзотерика развивает оккультное мышление, а сектантские завлекающие тексты убедительны, только если их воспринимать именно оккультным мышлением.

Конечно, сами по себе поиск того, чего нет, ориентация на неизмеримые параметры, привычка видеть смысл там, где он отсутствует, субъективизм и интуитивизм, еще не гарантируют попадания в секту. Тут срабатывает еще ряд факторов.

Дело в том, что эзотерик может почувствовать, что его индивидуальный «духовный поиск» бесперспективен, что сил больше нет, что нет понимания, куда двигаться дальше, что нужно искать новый путь. Причем этот результат «духовного поиска» более чем закономерен, поскольку если искать то, чего нет, то ничего и не найдешь, и если двигаться в тупик, то в тупике и окажешься.

И вот в поиске выхода из тупика эзотерик может прочитать книжку, посмотреть видео, прочитать статью какого-нибудь гуру, лидера секты.

И в такого рода «источнике» эзотерик легко увидит намеки, скрытые послания, распознает некое особое состояние, в котором пребывает гуру, и которое он может передать адепту.

Кстати, многие эзотерические опусы прямо говорят о том, что по достижении определенного уровня развития на пути ищущего должен появиться учитель, наставник.

Кроме того, переход от потребления вымыслов мертвых гуру (Блаватской, Гюрджиева, Рериха, древних индусов) к потребления вымыслов живых гуру – это как переход от просмотра стриптиза онлайн к просмотру стриптиза в стрип-клубе или от просмотра порнографии – к вирутальному сексу и далее – к заказу проститутки: людям хочется добавить реалистичности, перейти от теории к практике, от просмотра к ощупыванию. Это как в случае с маньяками, которые начинают с убийства собак и кошек, а потом переходят к убийству людей, или с наркоманами, которые переходят от легких наркотиков к тяжелым…

Ну, а дальше при столкновении с гуру, лидером секты эзотерику может показаться, что ответ найден, что пазл сложился, что недостающий ингредиент, наконец, обнаружен. В этот момент, обычно, возникает эйфория, безудержная радость от найденного ответа, раскрытого секрета, только что открывшихся головокружительных перспектив. И фактически, изможденный бесплодными поисками человек может признать за Божий дар самую банальную яичницу, да еще и приготовленную из тухлых яиц.

И в конечном итоге эзотерик может полностью посвятить свою жизнь секте, с головой погрузиться в ее деятельность, стать примерным адептом, продать свое имущество, стать настоящим рабом гуру. Кстати, один из древних эзотерических «секретов», «рецептов» – это полное подчинение воле гуру, которое объявляется ключом к просветлению и обретению сверхспособностей. Современные продавцы эзотерических посвящений тоже активно используют этот рецепт «духовного роста».

И каждый следующий шаг, каждая следующая уступка лидеру секты, каждая принятая ложь, каждое противоречивое утверждение, с которым согласились, каждая жертва, которую принесли, будет усиливать зависимость от секты по механизму «нога-в-дверях» и под влиянием ошибки невозвратных издержек, а испанский сапожек сектантских догм будет сжиматься все сильнее и сильнее. В пределе член секты даже будет готов умереть, отказавшись от медицинской помощи, не одобряемой сектантским учением, и даже покончить с собой. Таких примеров масса.

А ведь начиналось все с какого-нибудь чтения трудов Блаватской или кришнаитской книжки «Бхагавад-гита», с медитаций в уютном кресле или на природе, с развешивания по квартире индуистских символов, с чтения мантр, с отслеживания дыхания, с посещения милых камерных магазинчиков типа «Белых облаков» или «Пути к себе», или со множества других эмоционально приятных и внешне совершенно безобидных занятий.

Вообще, каждый эзотерик должен знать, что способы обретения просветления, сверхспособностей, на самом деле средствами порабощения, ослабления воли, притупления критического мышления. Например, такие вещи как ретрит, цам, пребывание в одиночестве, вдали от мира, которые эзотериками воспринимается как способы расширения сознания, достижения особых состояний, на самом деле, являются банальной изоляцией адепта от альтернативных источников информации, под влиянием которых у человека может возникнуть желание разобраться, проанализировать ситуацию, сопоставить факты, тоска по дому и пр. А всякие медитации, остановка мыслительного процесса, в действительности, имеют цель утомить мозг, притупить критичность, избавить от обоснованных сомнений, приучить слушаться того, чего нет, всматриваться в пустоту, вслушиваться тишину, а не искать достоверную информацию.

Так что грань между самосозерцанием в собственной квартире и кататоническим ступором в сектантской темнице очень тонка, а человек, ожидающий выйти из медитации просветленным и могущественным, может очнуться сведенным с ума бомжем.

P.S. Еще один вариант связи эзотерики с сектами – это случай, когда человек, долго занимавшийся эзотерикой, создает собственную секту. Многие считают, что стать лидером секты – это успех. На самом деле, многие лидеры секты заканчивают на скамье подсудимых, становятся беглецами, да и социальный статус лидера секты высок только среди его адептов, а для людей нормальных людей лидеры сект являются не рукопожатными. Впрочем, с нормальными людьми лидеры сект стараются не общаться. Я бы даже сказал, что лидеры сект реального мира очень бояться, и за рамки своего уютного маленького мирка стараются не выходить. Так что, по сути, между лидером секты и адептом секты нет разницы – и те и другие живут в изолированной мнимой реальности.

http://neveev.livejournal.com/62735.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий