Вакцинопрофилактика — один из наиболее благотворных вкладов медицинской науки в общественное здравоохранение. Благодаря ей в развитых странах частота ряда инфекционных заболеваний (оспа, дифтерия, корь, паротит, полиомиелит, врождённая краснуха, гемофильная инфекция типа В) снизилась почти на 100%. В определённой мере человечество обязано ей увеличением продолжительности жизни, не отягощённой инфекционными болезнями.
Однако развитие вакцинопрофилактики от Э. Дженнера и Л. Пастера до наших дней неизменно сопровождалось инцидентами реакций и осложнений у вакцинированных.
В истории разработки и применения вакцин против бешенства, туберкулёза, жёлтой лихорадки, дифтерии и полиомиелита — это трагические страницы, на которых, кроме числа пострадавших, запечатлены также и просчёты создателей, и ошибки легкомысленных производителей, и несовершенство методов инактивации и очистки препаратов, и неожиданное проявление активности патогенных факторов, неизученных ранее. Именно страх перед поствакцинальными реакциями и осложнениями почти два века назад (сразу вслед за началом массового оспопрививания) стал основной причиной антипрививочных настроений, хотя сначала на первом плане был протест против патернализма государства, против посягательства на личную жизнь и права гражданина самому решать проблемы собственного здоровья, а также религиозные установки.
Оспопрививание, выполнив историческую миссию, полвека как осталось в прошлом вместе со своими осложнениями. Вакцины и технология их производства за последнее столетие впечатляюще усовершенствовались. Но общественное антипрививочное движение с пропагандистской дезинформацией и наветами на вакцинопрофилактику продолжает развиваться, множится и интернационально консолидируется. Его цель — вызвать антипрививочную панику, спровоцировать «вакцинный кризис» как массовую социогенную «болезнь» отказов от вакцинации среди населения, в том числе среди среднего медицинского персонала и врачей.
Обращаясь к населению, борцы против прививок оперируют набором ловко упакованной ложной информации, которая порочит вакцинопрофилактику вообще и отдельные вакцины в частности. Именно благодаря мифической природе антипрививочная дезинформация циркулирует в сознании населения вопреки и одновременно с опровергающими её фактами.
<...>
Инструментами антипрививочной пропаганды служат многочисленные газетные и журнальные статьи, брошюры и книги, телевизионные передачи, видеофильмы и интернет-ресурсы. На полках российских магазинов среди популярной медицинской литературы периодически появляются и весьма активно раскупаются книги выраженного антипрививочного содержания. Два издания «Беспощадной иммунизации» и буклет «Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей» (издательства «Гомеопатическая медицина», Москва, и «Гомеопатическая книга», Новосибирск) написал А.Г. Коток, который скомпилировал англоязычную и русскоязычную антипрививочную литературу с весьма пристрастным анализом отечественных пропрививочных публикаций, выявив и выпятив в последних немалое число ошибок, нестыковок и противоречий.
Цель книг Котока — внедрить в общественное сознание идею бессмысленности и вредности иммунопрофилактики, предложив в качестве альтернативы псевдомедицинские методы гомео- и натуропатической профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Для достижения этого используются:
1) наукообразное преподнесение цитат из классической и современной литературы по вакцинации путём тенденциозного отбора негативных материалов без какого-либо анализа их истинности;
2) эксплуатация любых реальных и выдуманных ошибок вакцинопрофилактики, реальных и приписываемых вакцинации осложнений, антимедицинских и антипрививочных предрассудков населения;
3) дилетантские (обывательские) представления об эпидемиологии, иммунологии и патогенезе инфекционных заболеваний, в частности дифтерии, коклюша и туберкулёза, о токсикологии вакцин и патологии поствакцинальных осложнений;
4) рекламное преувеличение эффективности гомео- и натуропатических подходов.
На 436 страницах первого издания «Беспощадной иммунизации» имеется более 250 фактических и интерпретационных ошибок, часть которых обусловлена недостаточной осведомлённостью автора в указанных выше дисциплинах, а часть является заведомо искаженным преподнесением материала (то есть, автор знал, как обстоят дела на самом деле).
Коток, выпускник Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (1989), ныне иерусалимский гомеопат. Его бог, разумеется, — Самуэль Ганеман, а Дьявол — Эдвард Дженнер. Его кредо: «Вакцинация — ритуальное жертвоприношение невинных младенцев и причина тяжёлой патологии. Она навязывается населению коррумпированными, лживыми вакцинаторами» («Беспощадная иммунизация», 2004). Свои антипрививочные труды Коток творит с журналистской прытью исключительно «на кончике пера»: ни педиатрией, ни инфекционными болезнями, ни вакцинологией он никогда не занимался. В PubMed (поисковая Интернет-система журнальной медицинской литературы) за ним числятся лишь 4 публикации по гомеопатии. Коток — международный эксперт частного русскоязычного журнала «Домашний ребёнок», видимо, по гомеопатии, домашним родам, иммунологии и отказам от вакцинации детей.
Три книги из отечественной антипрививочной библиотеки: «Прививки: мифы и реальность», «Календарь прививок — ошибка медицины ХХ века» и «Обилие поствакцинальных осложнений как причина детской инвалидности», а также многочисленные статьи в СМИ принадлежат перу к.б.н. (то есть специалисту без права врачевания) Г.П. Червонской. Особенно её ценят в газете «Аргументы и факты» и на телевидении. Существенный урон охвату детей календарными прививками нанёс пресловутый видеофильм «Правда о прививках», в котором с благословения епископа Ипполита снималась Червонская.
Ипполит, в миру Хилько Алексей Алексеевич — ранее епископ Тульчинский и Брацлавский, ныне экс-епископ Хустский и Виноградовский. Был инициатором Межрегиональной научно-практической конференции «Спасение души в современном мире» (Москва, 10.02.07), в итоговом решении которой, кроме прочего средневекового мракобесия, содержится призыв предать вакцинопрофилактику анафеме.
Фильм до сих пор продаётся по церковным лавкам.
В публикациях Червонской вполне разумные мысли соседствуют с юношеским максимализмом, преувеличениями и явным бредом. В одной из её статей «участковые вакцинаторы… невероятными мифами о пользе прививок искалечили сознание не одного поколения нашей страны». И действовали они согласно предначертаниям бывшего директора ЦРУ США — «Мы бросим все на… оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим верить в них. Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России…» «И находят!» — комментирует Червонская. Но никогда не говорил и не писал Аллен Даллес того, что так понравилось ей. Пресловутые предначертания были изготовлены во времена холодной войны на Лубянке.
<...>
Особенность ситуации в России в том, что примерно два десятка веб-страниц — это околоцерковные, «патриотические» и националистические ресурсы, в которых антипрививочные идеи преподносятся на религиозной, антисемитской и конспирологической подкладке. В соавторстве диакона Андрея Кураева опубликована «Социальная концепция Русской Православной Церкви» с утрировано негативной оценкой биотехнологии — основы вакцинологии. С амвона вакцинопрофилактику предавал анафеме ныне низвергнутый из сана епископ Диомид (Дзюбан).
Отношение РПЦ к этим маргинальным выступлениям — сдержанно-негативное. Более того, патриарх Алексий II в 2004 г. благословил кампанию иммунопрофилактики в Санкт-Петербурге. Там же в 2007 г. была опубликована весьма разумная пропрививочная книга Председателя Общества православных врачей СПб, д.м.н., канд. богословия протоирея Сергия Филимонова и к.м.н. А.В. Закревской. «Православный взгляд на вакцинопрофилактику» Эта книга — единственное на сегодняшний день конструктивное суждение о вакцинопрофилактике в православном ключе, направленное против десятка публикаций в СМИ, ассоциированных с РПЦ, в которых привычный антипрививочный бред подаётся на религиозно-мифологическом и конспирологическом фоне.
Можно простить ряд некорректных моментов и устаревших положений. Но они имеются в весьма существенных моментах. Например, по поводу способности новорожденного отвечать на вакцинацию против гепатита В и БЦЖ, а также по поводу эффективности такой вакцинации. Преувеличено значение физиологического дефицита секреторных IgA. Выражены сомнения в адекватности национального календаря прививок, который имеет вполне надёжные иммунологические и эпидемиологические основания, а аргументы оппонента либо не соответствует действительности, либо опираются на преувеличения и просто незнание известных фактов.
А 23.09.2008 в синодальном отделе Московского Патриархата прошло заседание Круглого стола «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения». Священнослужители и врачи пришли к консенсусу: «Альтернативы вакцинопрофилактике на сегодняшний день не существует».
Антипрививочное движение поддерживают квазипатриоты и националисты. В пропагандистских текстах вакцинопрофилактику называют жидомасонским заговором. Например, в откровениях функционера Русского Общенационального Союза (РОНС) В.Д. Балашова: «Цель вакцинации — сокращение населения земного шара со всевозможным тщанием не только о гибели тел, но главное — о вечной гибели душ!»
Антипрививочные измышления — это главный продукт антипрививочного движения. В форме лозунгов и мифов они — суть антипрививочной пропаганды, обращенной к населению и медицинскому персоналу. Подобно ящику Пандоры, антипрививочная мифология наполнена чредой вымыслов, которым поистине нет конца.
<...>
Социальный вред антипрививочного движения, воспринимаемый его участникам как «победы» — это гнёздные отказы от вакцинации и снижение охвата под влиянием антипрививочной пропаганды и, как результат, эпидемические вспышки вакциноуправляемых (то есть предотвратимых) инфекций с постинфекционными осложнениями и смертями в России и за рубежом:
1. Натуральная оспа, Стокгольм (1873-1874). В результате снижения охвата вакцинацией с 90% до 50% возникла вспышка, с которой справились, расширив оспопрививание.
В 1960-70-е годы высокий охват вакцинацией АКДС в Венгрии, Восточной Германии, Польше и США снизил заболеваемость коклюшем в 10-100 раз по сравнению с СССР, Швецией, Японией, Великобританией, Ирландией, Италией, Западной Германией и Австралией, где антипрививочная пропаганда против цельноклеточной коклюшной вакцины существенно снизила охват вакцинацией.
2. Коклюш, Великобритания (1970-1980). Снижение охвата вакцинацией с 81% до 31% вызвало вспышки коклюша. В Англии и Уэльсе в год заболевали свыше 200 тысяч и погибали не менее 100 детей в год. Спад заболеваемости и смертности наблюдался после увеличения охвата до 90%.
3. Коклюш, Япония (1975-1980).
4. Коклюш, Швеция (1979-1996). Прекращение вакцинации привело к тому, что заболели 60% детей младше 10 лет.
5. Краснуха, Россия (1986-2000).
6. Дифтерия, СНГ (1990-99). Снижение охвата вакцинацией до 30-40% и проникновение штаммов дифтерийных коринебактерий (gravis) из афганско-пакистанского очага вызвало 140 тыс. случаев заболевания и 5 тыс. смертей.
7. Столбняк, США. С 1992 по 2000 зарегистрировано 386 случаев столбняка, 15 из которых — у детей младше 15 лет. В 8 случаях потребовалась искусственная вентиляция лёгких. Средняя продолжительность госпитализации 28 дней. 12 детей не были вакцинированы вследствие отказов родителей по религиозным (меннонитство) или псевдомедицинским (холистика) соображениям. В 2 случаях неонатального столбняка неполностью вакцинированными или вовсе невакцинированными были роженицы из-за отказов от вакцинации. Один ребёнок не был ревакцинирован.
8. Корь, Голландия (1999-2000). 3250 случаев кори, 650 тяжёлых, 5 энцефалитов и 3 смерти в сообществе ультраконсервативных протестантов, отвергающих противоинфекционную вакцинацию. В мире более 500 тыс. христиан этой конфессии. В 2005 в Канаде среди них наблюдалась вспышка краснухи.
9. Корь, Ирландия (2000). В 1999 лондонский гастроэнтеролог Andrew Wakefield, предварительно договорившись с представителями околовакцинального юридического бизнеса, после предоплаты опубликовал подтасованные материалы, якобы, доказывающие, что причина аутизма у детей — это вакцинация живой коревой-паротитной-краснушной вакциной (MMR). Целью скандала был иск к фирме-производителю вакцины в пользу «пострадавших» от вакцинации, юристов, ведущих процесс и, разумеется, врачей, его обслуживающих. Через 6 лет Andrew Wakefield был разоблачён, но непосредственным следствием MMR-скандала было снижение противокоревой вакцинации в Ирландии от 79 до 60% и вспышка кори. Заболели 1500 детей, около 100 — тяжело, 3 из которых погибли. Ещё двое детей, которым в Лондоне были трансплантированы почки, перенесли коревой энцефалит с тяжёлыми последствиями.
10. Корь, США, Индиана (2005). 15 мая 2005 17-летняя девушка, непривитая против кори, вернувшись из Румынии с признаками начинающегося заболевания, в тот же день посетила собрание церковной общины, где было много невакцинированных детей, и вызвала вспышку кори — 34 случая, 32 из которых — у невакцинированных (следствие отказов из-за опасений аутизма, навеянных антипрививочной пропагандой в СМИ). В трёх случаях корь была осложнённой, и потребовалась интенсивная терапия. Возбудитель имел генотип D4, эндемичный для Румынии. Корь была практически ликвидирована в США к 2000, что и послужило основанием многочисленных отказов от вакцинации.
11. Полиомиелит, корь, дифтерия, Нигерия (с 2001). Отказы от вакцинации по причине недоверия к западной медицине привели к вспышкам кори с 20 тыс. заболевших и 600 погибших в 2005 г. Только в штате Борно в 2007 г. тяжелой корью заболели около 400 и умерли 50 детей. Были вспышки дифтерии. Особенно острой стала ситуация с полиомиелитом после того, как мусульманское население северных штатов Нигерии фактически прекратило вакцинацию детей в 2004-2005 гг. под влиянием своих религиозных лидеров, заявлявших, что живая вакцина против полиомиелита предназначена для распространения среди мусульман ВИЧ-инфекции и индукции бесплодия. В январе-мае 2009 из 396 случаев полиомиелита, вызванных диким вирусом в мире, 236 зарегистрированы в Нигерии.
12. Эпидемический паротит, Канада (с 2008). Вспышка эпидемического паротита в Чилливаке. 196 заболевших в секте консервативных протестантов, отвергающих противоинфекционную вакцинацию.
<...>
«Победы» антипрививочного движения были возможны именно благодаря поддержке в обществе. Самая главная победа — психологическая. Риски ряда серьёзных поствакцинальных осложнений, сходных осложнений в ходе инфекции на 2-3 порядка меньше рисков для каждого среднестатистического россиянина погибнуть в ДТП или авиакатастрофе, но население психологически гиперчувствительно к осложнениям вакцинации и толерантно к последствиям болезней и к нарушениям правил дорожного движения.
<...>
А.Н. Мац. НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, Москва 2009.
Полностью материал читайте на сайте vechnayamolodost.ru («Вечная молодость»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий