Многие постсоветские государственные деятели говорят о необходимости «возрождения духовности», поскольку, мол, в советские времена духовности-то было очень мало. Не совсем понятно, правда, почему это самое «возрождение» не происходит естественным образом, а всегда лишь за счет государственного вмешательства в том или ином смысле.
Получается, что духовность необходимо «проталкивать» в массы, пропагандировать всеми доступными средствами, даже игнорировать собственные законы ради достижения поставленной цели.
И что же в итоге? Формально говорят о некоей идиллии, т.е. люди вдруг станут хорошими, преступность резко упадет, установится межнациональный мир и т.д. и т.п. Однако так ли это на самом деле? Неужели религиозные общества в прошлом – пример терпимости? Это сомнительно, поэтому не совсем понятно, для чего подобная тактика вообще нужна.
Можно вспомнить слова Наполеона:
«Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных»
В этом есть резон, конечно, однако в нынешней ситуации разве этим все ограничивается? В особенности если речь идет о том, чтобы светское государство становилось религиозным.
Короче, есть интересный пример возрождения духовности в истории, и последствия, скорее всего, будут актуальны и для всех остальных обществ. Пример – Турция. Вначале, как известно, Ататюрк создавал принципиально новое государство, где имела место не только деисламизация общество, но и отмена многих имперских привилегий, становление светского, а также социального государства и отмена дискриминации.
Получился достаточно стойкий общественный договор. Однако проблема заключается в том, что после смерти Ататюрка все-таки находились люди, которые так или иначе пытались отменить достижения, и именно поэтому потихоньку отменяли социальные выплаты, и в то же время пытались искусственно «возродить духовность», т.е. пропагандировали ислам.
Отсюда появлялись различные экономические неурядицы, которые создавали прямо-таки реальные условия для революции. Появлялись леворадикальные и праворадикальные движения, и с каждым разом они становились все более массовыми. Ситуация «замораживали» военные перевороты, которые периодически происходили в Турции. С каждым переворотом роль ислама пытались усилить, ведь все время приходилось замечать, что проблему-то вызывает не исламизация общества, и даже не экономические проблемы, а то, что люди еще недостаточно религиозны.
Таким образом, в Турции продолжался процесс исламизации общества. Становилось ли спокойнее? В действительности нет. И если власти периодически запрещали исламистские объединения, то те быстро создавали новые партии, просто меняя название. Наибольшее влияние имела неолиберальная и исламистская партия «Справедливости и развития».
Когда лица из данного объединения возглавили страну, то ислам быстро проник в социальную сферу. Школы, институты, а также больницы сокращались, права урезались, но везде продвигали ислам, дабы общество стало «духовнее».
Получилось так, что конфликты только нарастали, причем, что интересно, со временем такой подход создал интересную ситуацию. И если раньше конфликтовали в большей мере светские силы и исламисты, то теперь конфликты стали в основном среди исламистов, поскольку для одних нужен закон шариата, для вторых – корректировка экономических отношений, для третьих – просто власть и т.д. и т.п.
Т.е. политика «возрождения духовности» породила столько противоречий, что исправить их будет теперь очень непросто. И недавний случай попытки очередного государственного переворота – прямое подтверждение.
Сейчас в стране аресты. Арестовывают полицейских, публицистов, проповедников ислама и политиков. Примечательно, что исламисты обвиняют исламистов. Ведь Эрдоган – их главный противник – тоже сторонник клерикализма. И он за свой срок успел продвинуть ислам в значительной мере, так что теперь пожинает плоды.
Очень интересно, что исламисты, которые являются противникам режима, организовали прослушку телефонов, и в итоге в стране разразился коррупционный скандал, что пришлось уволить многих соратников Эрдогана.
И в итоге, как можно заметить, т.н. возрождение духовности явно усугубило ситуацию, поскольку ведь в действительности новые поколения, которым промывали мозги пропагандой ислама, во многом его и впитали, и поэтому сегодня они уже готовы воевать за ту или иную сторону в конфликте, который может разразиться в любой момент.
И скорее всего, если тактика будет аналогичной, то подобное может стать актуальным и для некоторых постсоветских стран, где тоже активно пытаются «возродить» мракобесие.
Получается, что духовность необходимо «проталкивать» в массы, пропагандировать всеми доступными средствами, даже игнорировать собственные законы ради достижения поставленной цели.
И что же в итоге? Формально говорят о некоей идиллии, т.е. люди вдруг станут хорошими, преступность резко упадет, установится межнациональный мир и т.д. и т.п. Однако так ли это на самом деле? Неужели религиозные общества в прошлом – пример терпимости? Это сомнительно, поэтому не совсем понятно, для чего подобная тактика вообще нужна.
Можно вспомнить слова Наполеона:
«Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных»
В этом есть резон, конечно, однако в нынешней ситуации разве этим все ограничивается? В особенности если речь идет о том, чтобы светское государство становилось религиозным.
Короче, есть интересный пример возрождения духовности в истории, и последствия, скорее всего, будут актуальны и для всех остальных обществ. Пример – Турция. Вначале, как известно, Ататюрк создавал принципиально новое государство, где имела место не только деисламизация общество, но и отмена многих имперских привилегий, становление светского, а также социального государства и отмена дискриминации.
Получился достаточно стойкий общественный договор. Однако проблема заключается в том, что после смерти Ататюрка все-таки находились люди, которые так или иначе пытались отменить достижения, и именно поэтому потихоньку отменяли социальные выплаты, и в то же время пытались искусственно «возродить духовность», т.е. пропагандировали ислам.
Отсюда появлялись различные экономические неурядицы, которые создавали прямо-таки реальные условия для революции. Появлялись леворадикальные и праворадикальные движения, и с каждым разом они становились все более массовыми. Ситуация «замораживали» военные перевороты, которые периодически происходили в Турции. С каждым переворотом роль ислама пытались усилить, ведь все время приходилось замечать, что проблему-то вызывает не исламизация общества, и даже не экономические проблемы, а то, что люди еще недостаточно религиозны.
Таким образом, в Турции продолжался процесс исламизации общества. Становилось ли спокойнее? В действительности нет. И если власти периодически запрещали исламистские объединения, то те быстро создавали новые партии, просто меняя название. Наибольшее влияние имела неолиберальная и исламистская партия «Справедливости и развития».
Когда лица из данного объединения возглавили страну, то ислам быстро проник в социальную сферу. Школы, институты, а также больницы сокращались, права урезались, но везде продвигали ислам, дабы общество стало «духовнее».
Получилось так, что конфликты только нарастали, причем, что интересно, со временем такой подход создал интересную ситуацию. И если раньше конфликтовали в большей мере светские силы и исламисты, то теперь конфликты стали в основном среди исламистов, поскольку для одних нужен закон шариата, для вторых – корректировка экономических отношений, для третьих – просто власть и т.д. и т.п.
Т.е. политика «возрождения духовности» породила столько противоречий, что исправить их будет теперь очень непросто. И недавний случай попытки очередного государственного переворота – прямое подтверждение.
Сейчас в стране аресты. Арестовывают полицейских, публицистов, проповедников ислама и политиков. Примечательно, что исламисты обвиняют исламистов. Ведь Эрдоган – их главный противник – тоже сторонник клерикализма. И он за свой срок успел продвинуть ислам в значительной мере, так что теперь пожинает плоды.
Очень интересно, что исламисты, которые являются противникам режима, организовали прослушку телефонов, и в итоге в стране разразился коррупционный скандал, что пришлось уволить многих соратников Эрдогана.
И в итоге, как можно заметить, т.н. возрождение духовности явно усугубило ситуацию, поскольку ведь в действительности новые поколения, которым промывали мозги пропагандой ислама, во многом его и впитали, и поэтому сегодня они уже готовы воевать за ту или иную сторону в конфликте, который может разразиться в любой момент.
И скорее всего, если тактика будет аналогичной, то подобное может стать актуальным и для некоторых постсоветских стран, где тоже активно пытаются «возродить» мракобесие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий